учебно-методический материал

3. Муниципальное хозяйство

§3.1  Понятие муниципального хозяйства
 

Корни местного самоуправления уходят вглубь веков: со времен глубокой древности существовала необходимость объединения людей с целью выживания.

В период первобытно-общинного строя люди объединялись для добычи пищи, охраны.

История знает множество видов организации совместной деятельности людей, которые в итоге приобрели конкретные формы государственных институтов.

Самоорганизация людей усложнялась со временем. Первичной формой организации совместной деятельности людей стала родовая община, где впервые введена регламентация деятельности и разделение общественных обязанностей людей, появились групповые интересы как в производственной жизни, так и в сфере потребления.

Созданная для совместного ведения хозяйства община распространила свои правила не только на сферу хозяйственной жизни. Так, примитивный характер производства требовал создания больших трудовых общин, поэтому основой общественных отношений стал род. Объединение диктовалось также необходимостью передачи знаний и навыков от поколения к поколению, и не случайно во главе рода мог стать только один из его старейших представителей, поскольку его опыт и знания могли быть использованы другими.

По мере расширения разнообразия хозяйственной жизни, совершенствования способов ведения хозяйства происходила утрата общиной некоторых функций, прежде всего в хозяйстве, что привело к усложнению отношений между людьми, изменению соотношений частных и общественных интересов. Уменьшение численности производственных коллективов до размера семьи привело к различиям в способах организации хозяйственной жизни, хозяйственных связей и, следовательно, к их усложнению.

В результате появляется необходимость в урегулировании хозяйственной жизни, следовательно, возникают общественные институты, выполняющие функции организации как хозяйства, так и жизни.

Исходя из уже известного всем обучающимся необходимо подчеркнуть, что появление государства обусловлено произошедшим в ходе эволюции разделением общественных и частных интересов людей и соответственно появившейся в результате этого процесса необходимостью регулирования этих интересов.

На приведенных схемах (рис. 3.1—3.3) видно, каким образом новые явления в хозяйственной жизни оказывают влияние на формирование общественных институтов и их структур.

Общинный тип хозяйства

Коллективное производство

Коллективное распределение

Рисунок 3.1   Общинный тип хозяйства​

Натуральное хозяйство

Частное производство

Частное распределение

Рисунок 3.2   Тип хозяйств "Натуральное хозяйствао"

Товарное хозяйство

Многообразие форм производства

Многообразие форм присвоения

Общие интересы производителей

Необходимость регулирования

Общие интересы потребителей

Местное самоуправление

Муниципальное хозяйство

Рисунок 3.3   Товатное хозяйство

 
§3.2  Виды муниципальных хозяйств
 
 

1. Коммунальная модель муниципального хозяйства. Основную тяжесть реализации общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования (коммуны, общины), и основным ресурсом местного самоуправления являются налоги с населения (физических лиц).  Главным элементом в этой системе выступает орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и их расходование. Данная модель существует в наиболее благополучных странах Европы, где права органов местного самоуправления на ведение хозяйственной деятельности ограничены. Недостаточность ресурсов для исполнения задач, возложенных на местное самоуправление, восполняется государством.

2.   Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства. Данная модель от предыдущей отличается тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории в ее развитии через предоставление им ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты, т.е. налоги с населения дополняются обложением производителя продукции и услуг на территории муниципального образования.

3.   Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства. Данная модель подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории.

Та или иная модель не существует в чистом виде, но роль и место того или иного элемента в различных странах серьезно отличаются друг от друга. Существование той или иной модели зависит от огромного числа факторов, главными из которых являются:

1.   Объем компетенции органов местного самоуправления, определенный законодательством.

2.    Наличие и характер основных ресурсов территории.

3.   Наличие квалифицированных кадров в органах местного самоуправления и на муниципальных предприятиях.

4.    Налогоспособность населения.

§3.3  Ресурсы муниципального хозяйства
 
 

Под ресурсами муниципального хозяйства понимают совокупность материальных и нематериальных возможностей территории муниципального образования, распоряжение которыми отнесено к муниципальной компетенции законом.

В понятие материальных ресурсов включают природные ресурсы (земля, недра, др.). Чаще всего сюда относят и производственный потенциал, производственные мощности, расположенные на данной территории.

В понятие нематериальных ресурсов включают кадровый потенциал территории, обладание современными технологиями(пример послевоенного развития Японии, практически не имеющей природных ресурсов), объем полномочий для ведения хозяйственной деятельности (наличие богатых природных ресурсов еще не означает богатства населения, проживающего на данной территории, например без права на взимание земельного налога земля как ресурс хозяйственной деятельности органа местного самоуправления рассматриваться не может).

Значительную роль играют и другие виды ресурсов: финансовые, организационные и т.п.

Природные ресурсы, расположенные на территории городского или сельского муниципального образования, могут являться ресурсами различных уровней власти либо частных хозяйств. Принадлежность ресурсов определяется законом.

Отсюда необходимо ответить на следующие вопросы:

1.    Какие виды ресурсов должны быть закреплены в законе?

2.    Каков принцип отнесения тех или иных ресурсов к тому или иному уровню власти?

3.    Каков минимальный набор ресурсов, необходимый для нормального функционирования муниципального хозяйства?

Исходя из целей деятельности муниципального образования, ответим на первые два вопроса: ресурсы муниципального хозяйства должны быть, во-первых, соразмерны объему задач, решаемых органами местного самоуправления данного муниципального образования; во-вторых, за органами местного самоуправления должны закрепляться ресурсы, обеспечивающие комплексное решение задач. Так, например, если за местным самоуправлением закреплена задача обеспечения населения коммунальными услугами, то весь производственный потенциал, работающий в этой сфере (инженерные сети, коммуникации, финансовые ресурсы, источники тепла и т.д.), должен быть отнесен к ведению органов местного самоуправления. Исходя из этого же принципа должен решаться вопрос о наделении органов местного самоуправления муниципальной собственностью.

Важнейшим принципом при рассмотрении вопроса о закреплении ресурсов за определенными уровнями власти должен быть принцип наибольшей эффективности использования ресурса. Очевидно, что максимальная эффективность в использовании земли будет достигнута на муниципальном уровне, поскольку легче всего наладить контроль за ее использованием и оперативное регулирование процессов распоряжения землей на местном уровне.

Чтобы ответить на третий вопрос, рассмотрим, какие ресурсы формируют основу местного самоуправления. Общепринято выделять следующие основы местного самоуправления:

•    правовую (законодательную) - полномочия, предметы ведения и гарантии прав местного самоуправления;

•    финансовую - комплекс финансовых ресурсов, проявляющийся ярко в бюджетном процессе;

•    экономическую - ресурсы, связанные с участием муниципальных образований в хозяйственной деятельности; ключевым вопросом здесь является управление муниципальной собственностью;

•    управленческую - структурно-организационные, информационные и кадровые ресурсы.

В силу особого места муниципальное хозяйство несет черты как государственного, так и частного хозяйств. Способы получения доходов ставят муниципальное хозяйство в один ряд с иными хозяйствующими субъектами, а право на регулирование хозяйственных отношений на своей территории и общественный характер распределения прибыли свидетельствуют о принадлежности данного вида хозяйства к общественному сектору, регулируемому местными органами власти.